Внимание:
Все написанное ниже является исключительно пониманием этой темы автором на основании собственных познаний и опыта, изложено своими словами и не является научной статьей или истиной в последней инстанции.

Ручки. «Греть или не греть». Конечно греть!

 

Итак, Вы осознали что теплые рукоятки руля – благо. Или не осознали , но слышали, что это здорово. Возникает несколько вопросов:

1. Какие именно купить?

2. Как установить?

 

Начнем с первого - выбор ручек

.

При всем разнообразии на рынке все комплекты для установки можно разделить на два типа: с механическим регулятором (со ступенчатым регулированием (фото 1) или плавным (фото 2), абсолютное большинство) и с электронным регулятором (фото 3).

Фото 1

Фото 2

Фото 3

 

Основные различия:

Со ступенчатой регулировкой:

+ цена;

- невозможность точно отрегулировать желаемую температуру;

С плавной:

+ точная регулировка температуры;

- поскольку ручка регулировки почти круглая, не считая символичных насечек, в дождь крутить ее может быть сложно;

С электронной:

+ крутить ничего не надо! – все управление –одна кнопка или две, включает по очереди от минимума до максимума.

- если кнопка одна - иногда можно промахнуться и нажать лишний раз. Тогда придется нажимать еще раз по новому кругу. И цена.

 

В остальном – все похоже. Тонкая нихромовая нить в теле ручки, которая и является нагревательным элементом, провода, разъемы, иногда в комплекте крепеж.

 

Какие именно выбрать  - решать вам, на вкус и цвет как известно…

Очень хорошие ручки DAYTONA, но они со ступенчатой регулировкой.

SAITO. Сам не использовал. Но , однако, интернет наполнен отзывами про них, мнения от «потрясающе» до «редкостное *****».

OXFORD. Очень мало недовольных отзывов.

Установка

 

Демонтаж старых/установка новых. Старые если не нужны – просто срезаем. Если нужны – вставляем между рукояткой и трубой руля (клипона) отвертку и, прокручивая отвертку, стягиваем ручку. Желательно очистить клипон от остатков старого клея и обезжирить (растворителем или спиртом, это уж чего у вас больше).

Новые ручки могут либо сами сесть плотно, либо можно для верности посадить их на клей (резиновый, супер-момент, главное – обезжиренная труба руля).

И обратите внимание!, что бы правая ручка при полном открытии/закрытии газа не перетиралась своим проводом о пульт или троса газа.

Провода от ручек аккуратно пристегиваем пластиковыми хомутами к клипону или жгуту родной проводки.

Установка регулятора.

Расположение блока должно обеспечивать:

a. Визуальный контроль;

b. Удобство регулирования при управлении мотоциклом без потери контроля над  дорожной ситуацией;

Оптимальное расположение: на траверсе или на крышке левого расширительного бачка (сцепление).

 

Добрались до главного.

Какие провода куда?

Вариантов несколько.

вар.1.
напрямую к акуму, как того и требует ИНСТРУКЦИЯ К РУЧКАМ.
+ нагрузка на бортсеть (штатную проводку) отсутствует.
-  можешь сам случайно забыть выключить (но можно просто поставить в приборку светодиод, который будет показывать когда обогрев включен), либо, что не редкость, могут "проиграться" "шалуны", в данном варианте спасения от них нет.
резюме: не лучший вариант.

вар.2.
в бортсеть (штатную проводку).
+: ВСЕГДА выключены ВСЕ потребители, когда ключ зажигания в кармане.
-: они тоже есть.
Для начала надо принять как неоспоримый факт то, что ВСЕ детали и узлы мотоцикла  сделаны с определенным запасом прочности. Проводка, а именно: замок зажигания, правый переключатель на руле и разъемы тоже имеют какой-то запас. Какой? ну явно не бесконечный.

Ток нагрузки ручек с подогревом - в большинстве случаев 3А (при тепловой мощности ручек 35 Ватт и напряжением в сети 12 Вольт. понятно, что при заведенном двигателе напряжение выше, ток соответственно меньше, но сейчас мы считаем теоретически).
Возможны проблемы с электрикой? - Да.
Когда? - Неизвестно. От состояния проводки зависит. Так что может завтра, может через год, может через два... но то, что трабл МОЖЕТ возникнуть - бесспорно.
резюме: тоже не лучший вариант.

вар.3.
симбиоз вар.1 и вар.2.
подключаем ручки через доп. реле.
силовые (нагрузочные провода) - на акум.
коммутацию (управление) - через замок зажигания (НЕ на свет! на замок!).
+: нет нагрузки на ботрсеть (появилось доп. реле в бортсети, но какой ток потребления у ручек, и какой у реле?).
выключив зажигание ты всегда отключишь ВСЮ нагрузку.

- : чуть сложнее, чем вар. 1 и 2. Ну и реле еще надо купить.

 

Поскольку вар. 1 и 2 делаются либо от нежелания делать хорошо, либо от лени, рассматривать мы будем только вар.3.

Что нам понадобится дополнительно: реле. Самое простое коммутационное реле (хоть от Ваза, реле включения дальнего света или стеклоочистителей, например ), с током нагрузки от 3 Ампер (большинство реле встречающиеся в продаже на 8 или 16 А, так что подойдет, запас, как известно, не мешает.

И разъемы. 

2 таких, на массу и плюсовую клемму АКБ. 3 таких.

Если делать совсем уж правильно, то желательно приобрести и инструмент для обжима этих самых клемм, но на крайний случай можно и пассатижами (прим.: аффтар сего опуса это не одобряет. Не колхоз-тюнинг чай ваяем).

Про провода не забудьте. Тех, что в комплекте, для данного варианта не хватит, поэтому понадобится еще по 1-1,5 метра красного(плюс), синего(минус) и желтого (управление), сечение 1,5мм2 – то, что надо.

И последнее – корпус дополнительного предохранителя.

Желательно влагозащищенный.

 

И сам предохранитель не забудьте. Выбирайте его исходя из мощности ручек.

Например, на упаковке у вас написано «35W». Это значит, что мощность нагревателей 35 Ватт. Поскольку напряжение в мотоциклов 12 Вольт

(теоретически, но в данном случае примем это значение), то ток потребления будет 35 Ватт/12 Вольт=2,9 Ампера, Прибавляем запас 10% - получается 3,2 Ампера.

Если не найдете именно то, что надо – не отчаивайтесь, возьмите следующий по величине, то есть вместо 3,2 Ампера вполне подойдет 5 Ампер.

 

(прим.: Где купить все это? Реле – любой магазин «Автозапчасти», клеммы, корпус и  предохранитель «Чип и Дип»).

Схема.

Собираем:

1. Провода от корпуса предохранителя разрезаем посередине, на один конец ставим клемму «кольцо» (на + АКБ), на второй клемму «мама» (контакт реле).

2. Минус на реле и ручки подаем от ближайшего болта массы, управление реле берем либо от замка зажигания, либо от блока предохранителей (на 1100ХХ 97-98г.в. – красно-синий провод).

3. Красный провод от ручек подключаем на реле.

 

Все. Провода на реле еще раз проверьте… Что бы плюс и провод на ручки шли на контактную группу, а минус и управление – на катушку. Чаще всего маркировка нанесена на корпусе реле, но если даже ее и нет – ничего страшного, тестер поможет: на контактах катушки всегда будет хоть какое-то сопротивление, на контактной же группе сопротивление будет бесконечно, проще говоря – где тестер пищит это катушка, два оставшихся – контактная группа.

 

Все правильно? Тогда предохранитель поставите. И проверяйте. Работает? Ну и отлично )

 

Ровных дорог ;)

 

Дополнение: есть еще гибкие нагреватели, которые клеятся под штатные ручки, и нагреватели, которые вставляются внутрь руля, но поскольку на рынке они – редкость, то в данный обзор не включены. Если же захотите поставить именно такие – попробуйте задать вопрос или воспользоваться поиском на форуме!