ABS и трекшн на дрозда

Правила форума
Прежде чем создать новый топик, воспользуйтесь ПОИСКОМ и убедитесь, что похожая тема не существует

ABS и трекшн на дрозда

Сообщение K.Viktor » 07 мар 2012, 11:02

Итак, продолжаем доделывать за Хондой то что они не осилили :)
После установки турбины на мотоцикл, пришло понимание - что разгон с ускорением самолета это хорошо, но и тормозить тоже как-то нужно :D
Простейшие размышления на тему "хватает ли дрозду тормозов" дали результат, что с ними ничего делать не надо. Вы же можете простым сильным нажатием на педаль/ручку тормоза заблокировать то или иное колесо? Можете. Значит, вам не хватает не тормозов - а банального сцепления резины с дорогой.
Именно поэтому, менять суппорта-диски-шланги и т.д. я не стал. Это бесполезно.
Намного лучше использовать родную тормозную систему "на грани", максимально эффективно - то есть всегда тормозить чуть-чуть не доводя колесо до блокировки.
Кто-то совершенствует для этого свои навыки вождения на треке - и это правильно. Но, электроника всегда будет выполнять подобные задачи намного лучше и быстрее самого лучшего пилота - и есть грань, когда человек по природе своей физиологии вообще не сможет справляться с техникой.
Пример немного не по теме - пилот самолета СУ27 не может контролировать машину при отказе бортового компьютера и бустерной системы, банально у человека не хватает скорости реакции.
Так же и с мотоциклами. Чем больше мощность, тем больше задач по управлению придется переложить с человека на электронный Мозг. Думаю, порог мощности, на котором можно комфортно ездить без электронных систем - находится где-то в районе 250лс (сильно зависит от опыта водителя).
Доказано, что время реакции человека - в лучшем случае, около 0.15 секунд. А за это время колесо мотоцикла, летящего на максимальной скорости - делает целых 15 оборотов. Электронику можно заставить отслеживать положение колес с точность в единицы градусов, что несомненно лучше.

Обдумав все "за и против", решил установить на Дрозда два электронных "помощника" - систему антипробуксовки и антиблокировочную тормозную систему. Эти 2 устройства связаны, используют одни и те же датчики, поэтому смысла нет ставить что-то одно.

Что такое блокировка колеса. Мотоцикл едет прямолинейно и равноускоренно. Оба колеса вращаются с одной и той же скоростью, которая к тому же обязательно зависит от передаточного отношения коробки и оборотов ДВС. Вдруг водитель нажимает на тормоз. Колеса начинают замедляться синхронно, и обороты мотора тоже падают. Назовем это нормальным торможением.
Теперь представим, что одно колесо наехало на пятно масла. Совершенно очевидно, что скорость этого колеса за доли секунды станет меньше чем скорость второго, едущего по нормальному асфальту - возникла блокировка. К тому же, если это колесо переднее - то и обороты двигателя перестают соответствовать скорости вращения колеса.
Если мы предодпустим рычаг тормоза - то процент блокировки колеса уменьшится, и оно снова будет вращаться со скоростью, равной скорости второго колеса.

Что такое пробуксовка колеса. Резко открываем газ - заднее колесо начинает крутится быстрее переднего, и обороты растут очень быстро. Это букс :)

Оба этих явления в принципе, не опасны - пока колесо полностью не срывается в пробуксовку или не блокируется, вот тут и может возникнуть аварийная ситуация.
За один оборот точка на колесе проходит 360 градусов. Соответственно, 10% пробуксовка - когда за 1 оборот колесо на протяжении 10 градусов находилось в заблокированном или буксующем состоянии. 100% блокировки - за один оборот заднего колеса переднее было полностью остановлено. 200% - 2 оборота заднего, а переднее все неподвижно. И так далее.
Из времени реакции человека следует, что на скорости движения 300кмч он способен контролировать пробуксовку или блокировку на уровне не менее 1500% ! А электронно-гидравлической системе ничего не стоит удерживать пару процентов блокировки на любой скорости.

Задачи АБС. При возникновении блокировки, начать пропорционально снимать тормозящее усилие с соответствующего контура, до тех пор, пока скорости вращения колес не станут одинаковыми.

Задачи Трекшна. При пробуксовке - уменьшать мощности двигателя до тех пор, пока заднее колесо не начнет вращаться как переднее.

Отсюда делаем вывод о необходимости установки на мот 3 базовых девайсов:
1) Датчики положения переднего и заднего колеса.
2) Гидравлические модуляторы, позволяющие изменять давление в тормозной системе мотоцикла
3) Блок управления, позволяющий оценивать поступающие данные и управляющий двигателем мотоцикла и модуляторами.

Установим все это на Дрозда.
Датчик углового положения переднего колеса. Долгие поиски привели к реперному диску от Варадеро. Изготовлена специальная приспособа, помогающая установить "гребенку" соосно с осью вращения колеса:
Изображение
Изображение
Сам датчик Холла крепится на болты, стягивающие ось переднего колеса.

Вместо датчика угла заднего колеса используется информация с датчика скорости мотоцикла - один из зубьев на валу КПП доработан и выдает сигнал меньшей амплитуды чем остальные, что позволяет оценивать угловое положение заднего колеса.

2) Гидравлический модулятор. Грубо говоря, это устройство - позволяющее уменьшить давление в тормозном контуре до заданной величины на заданное время. Он содержит в себе поршень, приводимый в движение коллекторным электромотором - и датчик положения поршня.
У Дрозда комбинированная тормозная система, требующая двух сдвоенных модуляторов - то есть получаем 4 управляемых контура.
Такая же система стоит на Голде, и - да - на ней есть АБС! От нее то и подходят эти модуляторы. Они довольно компактные, что позволяет их спокойно разместить под баком Дрозда.
Изображение
Изображение

3) Блок управления. Собственной разработки, и этим все сказано :) Готовые блоки управления от других мотоциклов запрограммированы на заводе под их динамику, и скорее всего на дрозде будут работать неправильно. Этот блок связан с блоком управления двигателем, изменяя углы зажигания для уменьшения мощности двигателя при возникновении пробуксовки.

Как временное - тестовое - решение, модуляторы соединялись с тормозной системой при помощи армированных шлангов. В данный момент я перевожу эту систему на развальцованные медные трубки - это красивее и надежней.
В последние деньки прошлого сезона удалось успеть только лишь потестировать трекшн контроль. Обнаружился интересный эффект - с включенным трекшном мот не поднимается на заднее колесо (т.к. скорость переднего мгновенно падает - блок управления уменьшает мощность двс). Алгоритм доработан с учетом этого "косяка", но протестировать его я еще не успел.
Впереди тесты, настройка системы АБС. Из доработок механики остались - красивый кронштейн датчика Холла на переднее колесо и замена тормозных трубок на медные.
Аватар пользователя
K.Viktor
Участник
отличник мотосезона 2011
 
Сообщений: 591
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Мотоцикл: .
Имя: .




Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение Семен » 07 мар 2012, 11:34

Молодец Витек :) мне даже интересно будет проверить АБС твой и мой :) протестировать чей круче тормозит :)
Автор креплений для демпфера на дрозда.
дрозд + ABS это возможно.
Аватар пользователя
Семен
Ветеран
отличник мотосезона 2011
 
Сообщений: 1342
Откуда: Санкт-Петербург.
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 47 раз.
Мотоцикл: ХХ .98г красный,с ABS и EDC
Имя: Семен

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение Геннадий » 07 мар 2012, 12:50

Молодца. Комплекты в продажу
Геннадий
Участник
 
Сообщений: 95
Откуда: Зеленоград
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Мотоцикл: дрозд
Имя: Геннадий

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение удав » 07 мар 2012, 15:58

супер :-bd
Аватар пользователя
удав
Участник
 
Сообщений: 92
Откуда: краснодарский кр г Усть-Лабинск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Мотоцикл: BMV K1300S +К1200GT
Имя: виталий

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение Семен » 07 мар 2012, 16:07

Дорого.Если покупать все новое то это выйдит 100тыс примерно.Плюс нужно потратить достаточно времени на установку.
Самое трудное это разработка по конкретный мотик.
Автор креплений для демпфера на дрозда.
дрозд + ABS это возможно.
Аватар пользователя
Семен
Ветеран
отличник мотосезона 2011
 
Сообщений: 1342
Откуда: Санкт-Петербург.
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 47 раз.
Мотоцикл: ХХ .98г красный,с ABS и EDC
Имя: Семен

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение Геннадий » 07 мар 2012, 16:21

модуляторы я думаю можно б\у найти
Геннадий
Участник
 
Сообщений: 95
Откуда: Зеленоград
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Мотоцикл: дрозд
Имя: Геннадий

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение Семен » 07 мар 2012, 16:37

Геннадий писал(а):модуляторы я думаю можно б\у найти

ну попробуй,найди нужные и мозги и датчики и проводку.Даже если найдешь то это тебе встанет примерно 35 40 тыс плюс все это нужно поставить.
Автор креплений для демпфера на дрозда.
дрозд + ABS это возможно.
Аватар пользователя
Семен
Ветеран
отличник мотосезона 2011
 
Сообщений: 1342
Откуда: Санкт-Петербург.
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 47 раз.
Мотоцикл: ХХ .98г красный,с ABS и EDC
Имя: Семен

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение Demon43rus » 07 мар 2012, 17:58

Семён... Виктор... Мне кажется вы всех просто шокируете :) Вы сами от своих идей не в шоке ???? Молодцы, слов нет!!! Творите на радость себе и на пользу людям!!!
4 колеса возят тело. 2 - душу!!!!
Demon43rus
Участник
 
Сообщений: 574
Откуда: Йошкар-Ола
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Мотоцикл: CBR1100XX 07
Имя: Дмитрий

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение слава х11 » 07 мар 2012, 18:44

Viktor !!!,ну это сильно..думаю в мае насчет КЛОНАпримчаться ..
слава х11
Участник
 
Сообщений: 61
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Мотоцикл: х-11
Имя: слава

Re: ABS и трекшн на дрозда

Сообщение K.Viktor » 07 мар 2012, 22:22

Семен писал(а):Дорого.Если покупать все новое то это выйдит 100тыс примерно.Плюс нужно потратить достаточно времени на установку.
Самое трудное это разработка по конкретный мотик.


Думаю, если все нормально будет работать - то не более 30 тыс вместе с установкой...
Аватар пользователя
K.Viktor
Участник
отличник мотосезона 2011
 
Сообщений: 591
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Мотоцикл: .
Имя: .

След.

Вернуться в Вопросы. Подвески/тормоза/резина

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13